МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

«Здоровые дети — здоровая нация!»

.

.

.
МЕНЮ

Применение ИКТ в формировании представлений о спортивных играх у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы

Одним из направлений развития информационного общества является информатизация образования – совершенствование образовательного процесса на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Хочу поделиться опытом использования компьютерных игр для обучения дошкольников правилам и условиям проведения спортивных игр.

В нашем дошкольном центре созданы все условия для внедрения ИКТ в образовательный процесс – установлена компьютерная и мультимедийная техника, проложена сеть интернет, на высоком уровне находится информационно-коммуникационная компетентность педагогов. Всё это позволяет использовать ИКТ в образовательном процессе, в том числе по профилю физического воспитания.

Физическое воспитание в учреждении дошкольного образования призвано решать ряд оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Одна из образовательных задач – «знать правила и условия проведения спортивных игр». Я заметила, что воспитанники труднее осваивают элементы спортивных игр, не имея общего представления об игре. Освоение же этих элементов в дошкольном возрасте закладывает основу для дальнейших занятий спортом.

Работа включала три этапа – подготовительный, основной и заключительный.
1.    Подготовительный этап состоял из серии мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции: изучения педагогической и специальной литературы, освоения онлайн-сервисов и программ для создания интерактивных упражнений и плакатов, электронных дидактических упражнений, написания сценариев физкультурных досугов и тематических физкультурных занятий, проведения обследования воспитанников и опроса родителей.
2.    Основной этап включал разработку электронных развивающих заданий и упражнений по спортивным играм, интерактивных плакатов, ментальных карт, подбор мультфильмов о спортивных играх с созданием для них QR-кода и внедрение их в содержание различных форм физкультурно-оздоровительной деятельности, а также в работу с педагогами и родителями.
3.    На заключительном этапе был подведён итог, обобщён педагогический опыт.

Описание сути опыта
1.    На подготовительном этапе работы была изучена литература по ИКТ при формировании представлений о спортивных играх: нормативные документы (Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, ИМП «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях дошкольного, общего и специального образования в 2019/2020 учебном году»), авторские публикации (Н. В. Литвина, Г. П. Новиков, О. Г. Сорока, А. И. Азевич), книги и учебные пособия (В. Г. Шпак, А. И. Фомина, Э. Й Адашкявичене).

Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что без наглядного представления учебной информации трудно организовать образовательный процесс. С учётом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Далее были освоены online-сервисы (genial.ly, learningapps.org, canva.cоm, wordwal.net) и программы (PowerPoint, Prezi) для создания интерактивных упражнений и плакатов, электронных развивающих игр. Для этого я проходила обучение на семинарах и вебинарах. На основании изученного были составлены сценарии физкультурных досугов и тематических физкультурных занятий.

2.    На основном этапе для визуального представления информации об играх для каждой группы были подготовлены широкоформатные ментальные карты (фото 1). Ментальные карты подходят как для читающих, так и для нечитающих детей. Преимущество карт состоит в том, что они позволяют получать, обобщать, проверять, систематизировать знания, пополняют словарный запас по теме. Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал. Ментальная карта регулярно обновляется, с добавлением новой информации, новых иллюстраций. Воспитанники с большим удовольствием их рассматривают.
 

Фото 1

В нашем дошкольном центре есть читающие дети в возрасте 6 лет. Специально для них было составлено облако слов «Спортивные игры» (фото 2).

Фото 2

При создании облака слов воспитанникам предлагалось называть все слова, которые они связывают со спортивными играми, а я внесла их в специальную программу. Так для каждой группы получилось своё облако слов, которое располагалось в доступном месте в групповом помещении. Воспитанники, владеющие навыками чтения, могли читать для остальных детей ключевые слова. Для закрепления материала и поддержания интереса к облаку слов мы менялись плакатами между группами либо я делала облако в другой форме.

Также проводилась работа с подгруппой детей на интерактивной доске: читающий ребёнок читал слово на экране, а подгруппа из нечитающих детей должна была найти и показать соответствующую карточку. Тем самым в игре «Прочитай и покажи» могли участвовать все дети.

Не каждый ребёнок видел спортивную игру со стороны. Чтобы дети могли составить представление, как в неё играть, на какой площадке и что делать с игровыми предметами, мной был разработан интерактивный плакат «Мультфильмы о спортивных играх» (фото 3).
 
Фото 3

В нерегламентированной деятельности мы с ребятами на интерактивной доске или по телевизору с большим удовольствием смотрели подборку советских и современных мультфильмов, посвящённых спорту, с последующим их обсуждением, тем самым формировали представление о той или иной спортивной игре. Интерактивность плаката обеспечивали QR-коды.

Для закрепления знаний воспитанников в программе Microsoft Office PowerPoint мной были разработаны электронные развивающие игры по всем программным спортивным играм – футбол, баскетбол, теннис, бадминтон, хоккей (фото 4). Они имеют одинаковое содержание игровых заданий («Отгадай загадки», «С каким мячом играют в игру…», «Выбери одежду или обувь для игры в…», «Найди предметы для игры в…», «Найди площадку для игры в…», «На какой картине изображена игра»). Игра имеет звуковое сопровождение для нечитающих детей. Данные развивающие игры красочно оформлены, картинки подобраны в одном стиле, а весёлые смайлики создают ситуацию успеха для детей.

Спортивная игра бадминтон

Спортивная игра баскетбол

Спортивная игра теннис

 Спортивная игра футбол

 Спортивная игра хоккей

Спортивные игры в живописи

Электронные развивающие упражнения (игровые задания), созданные с использованием веб-сервисов genial.ly, learningapps.org., canva.cоm, wordwal.net («Соотнеси предметы. Футбол и хоккей», «Найди пару. Спортивная игра-предмет», «Сопоставь. Игра-тень» и др.) также решают задачу по закреплению знаний детей о спортивных играх.

Развивающие игры и упражнения используются в индивидуальной и подгрупповой работе с воспитанниками.

 Большой объём полезной информации содержит многоуровневый интерактивный плакат «Спортивная игра хоккей» (фото 5). Здесь можно познакомиться с краткой биографией лучших хоккеистов нашей страны (Р. Салей, братья Костицыны, В. Цыплаков, М. Грабовский), узнать историю возникновения и развития хоккея, посмотреть мультфильмы, познакомиться с экипировкой хоккеистов. Используя интерактивный плакат, можно с лёгкостью подготовить любое тематическое физкультурное занятие или интересно провести досуг.

Фото 5

Для распространения информации среди родителей и обмена опытом между педагогами был создан Блог руководителей физического воспитания (фото 6).


 Фото 6

3.    На заключительном этапе была оценена результативность педагогического опыта путём выявления динамики системы знаний по спортивным играм у воспитанников, сформированной с применением ИКТ, эффективности усвоения элементов спортивных игр и – как следствие – уровня физической подготовки воспитанников старшего дошкольного возраста.

Учитывалась также обратная связь от детей и родителей. Ссылки на весь электронный развивающий материал размещены в блоге и родительских уголках. По словам детей, родители охотно обращаются к полезной подборке и вместе с ними играют в развивающие игры и смотрят мультфильмы на спортивную тематику. Это подтверждают и результаты анкетирования, согласно которым родители заинтересованы в формировании у детей представлений о спортивных играх.

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что применение информационно-коммуникационных технологий является эффективным средством для формирования представлений о спортивных играх у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты (электронные развивающие упражнения, игры, интерактивные плакаты, ментальные карты и др.) могут быть использованы в работе руководителя физического воспитания, воспитателя дошкольного учреждения, а также во время совместных игр родителей и детей.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в физическом воспитании дошкольников позволило наполнить новым содержанием привычную образовательную деятельность воспитанников в учреждении дошкольного образования.

Наталья Цвирко, руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории Стародорожского дошкольного центра развития ребёнка Минской области

Научно-методический журнал «Здоровый образ жизни»

220070, г.Минск,
ул. Кальварийская, 25, офис 603

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 270 16 86

Журнал в социальных сетях

     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.